ак говорится в сообщении пресс-службы FSC (Лесной попечительский совет) России, в последнее время в адрес организации стали поступать обращения от ряда лесопромышленных предприятий в отношении проведения оценки рисков при поставках контролируемой древесины.
В частности, поднимаются вопросы о методике оценки риска по незаконно заготовленной древесине, угрозам ЛВПЦ (на уровне экорегиона), о необходимости проведения оценки по категориям 4 и 5 (Плантации и ГМО- генетически измененные организмы).
«Обращаем ваше внимание на то, что оценка риска проводится не по территории аренды или деятельности вашего поставщика, а по лесничеству или экорегиону, в котором ваш поставщик или поставщики занимаются лесозаготовкой. Нельзя говорить о том, что поставщик Х является предприятием с определенным уровнем риска. Оценка должна говорить о том, что предприятие Х имеет аренду в лесничестве Y , для которого (лесничества Y) уровень риска оценен вами как низкий или неопределенный», - говорится в сообщении FSC России.
В отношении оценки по незаконно заготавливаемой древесине следует оценить уровень риска (низкий, неопределенный) по всем лесничествам, откуда поступает закупаемая древесина. В ряде случаев лесопользователи делали оценки по субъектам РФ, однако такой уровень знания источников происхождения древесины может считаться достаточным только в том случае, если весь субъект отнесен к неопределенному риску.
Национальная инициатива FSC в России не считает возможным в нынешних условиях отнесение какого-либо субъекта РФ целиком к низкому риску по незаконной заготовке леса и рекомендует аудиторам обратить внимание на правомерность такой оценки, если она осуществлялась. В любом случае рекомендуется проводить оценку риска по категории 1 на уровне лесничества.
FSC в России обращает также внимание на то, что оценка риска по лесам высокой природоохранной ценности должна проводиться на уровне экорегиона. Первый вариант Национальной оценки риска дает указания на то, что такое экорегион в российском контексте и каким образом такая оценка должна проводиться. Оценка риска по ЛВПЦ также не может проводиться на уровне поставщиков.
В отношении категории 2 «Древесина, заготовленная с нарушением традиционных и гражданских прав» FSC рекомендует обратить внимание на случаи поставки леса из лесничеств, где лесозаготовки осуществляют учреждения ГУИН. Если поставщики не являются учреждениями ГУИН, но работают в лесничестве, где ГУИН имеет существенные площади в аренде, с большой вероятностью данное лесничество будет относиться к району неопределенного риска.
Первый вариант Национальной оценки риска определяет территорию РФ как зону низкого риска в отношении категории 4 и 5 (Плантации и ГМО). Ряд сертификационных органов все же требует от своих клиентов проводить оценку по этим категориям, ссылаясь на то, что Национальная оценка риска еще не утверждена Лесным попечительским советом. В этой связи FSC рекомендует таким компаниям использовать те доказательства низкого риска по этим категориям, которые содержатся в тексте Национальной оценки. В случае, если древесина закупается из участков, переданных в рекреационную аренду, а также из зеленых зон вокруг городов, такие районы следует отнести к зонам неопределенного риска.
В настоящее время Национальным офисом и Национальной инициативой FSC в России ведутся два пилотных проекта по оценке риска на региональном уровне (Кировская область, Красноярский край). Планируется, что данные работы будут завершены в апреле с.г., после чего методики будут представлены на сайте FSC в России. Данные методики адаптированы для условий РФ, и будут содержать указания для проведения оценки риска на региональном уровне (то есть для лесничеств).
Второй вариант Национальной оценки риска будет представлен после завершения работ по оценке рисков в пилотных проектах. По всей видимости, второй вариант оценки после ее утверждения Национальной инициативой FSC в России будет представляться для утверждения Лесным попечительским советом.