Такие данные были приведены на совещании по вопросам подготовки к пожароопасному сезону 2009г. и итогам дистанционного мониторинга состояния использования лесов на территории Уральского федерального округа, которое провел заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Борис Большаков.
Как сообщает пресс-служба полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе, по поручению которого прошло совещание, ориентировочный ущерб от незаконной вырубки деревьев, выявленных в Свердловской области, составил порядка 6,52 млн. рублей.
В целом Уральском дистанционный мониторинг в округе был проведен на общей площади 24, 8 млн. га: на территории Свердловской области (5, 1 млн. га), Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (15, 9 млн. га) и Ямало-Ненецкого автономного округа (3, 8 млн. га). В ходе мониторинга обследованы 19 лесничеств, проанализированы 2 тыс. 178 лесосек и лесных участков площадью 1 млн. 77, 5 тыс. га. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах выявлено 418, 9 га незаконно используемых земель лесного фонда по объектам недропользования, дислоцированным в ряде лесничеств.
Анализ данных, полученных с применением дистанционного мониторинга на территории земель лесного фонда в Уральском федеральном округе, показывает, что межведомственные связи по проведению контроля над объёмом заготовок и оборотом древесины реализуются в регионах округа не в полной мере. В связи с несвоевременным поступлением материалов дистанционного мониторинга в региональные органы исполнительной власти субъектов, уполномоченные в области лесных отношений, недостаточно результативно решаются вопросы дополнительного взыскания выявляемого при дистанционном мониторинге ущерба. Не отвечает современным требованиям нормативно-методическое обеспечение проведения дистанционного мониторинга, нет должных нормативно-правовых актов по порядку использования его результатов.
В Уральском федеральном округе дистанционный мониторинг лесного фонда проводился в 2008г. филиалом ФГУП «Рослесинфорг» - «Запсиблеспроект». Технической и документальной основой для выполнения работ являлись материалы лесоустройства лесничеств, в том числе устроенные с применением ГИС-технологий и созданием совмещенных таксационной и картографической баз данных; материалы космической сканерной съёмки со спутников Spot-2, Spot-4, IRS-1D, IRS-P6, CARTOSAT-1, FORMOSAT-2, Landsat; документы лесничеств по лесопользованию; статистическая и ведомственная отчётность органов государственной власти субъектов РФ в Уральском ФО.
Как было отмечено на совещании, в работе по использованию данных дистанционного мониторинга в борьбе с лесонарушениями необходима более систематическая помощь правоохранительных органов, которая в настоящее время недостаточна. Например, по результатам материалов дистанционного мониторинга лесного фонда Свердловской области в 2008г. следственными органами региона были приняты к рассмотрению лишь 3 уголовных дела. В Ямало-Ненецком АО в 2008г. не проведено ни одного совместного рейда с участием милиции и других правоохранительных органов по борьбе с незаконными рубками лесного фонда.
Всего на территории Уральского федерального округа в 2008г. было выявлено свыше 2 тыс. 200 лесонарушений, их которых подавляющая часть связана с незаконными рубками. Наибольшее количество лесонарушений выявлено в Свердловской области. Наибольший материальный ущерб от лесонарушений имел место в Ямало-Ненецком автономном округе. Нанесенный ущерб в целом по Уральскому ФО составил 8 млрд. 689 млн. рублей.
В результате принятых мер, 194 лесонарушителя привлечены к уголовной ответственности, наложено свыше 1,5 тыс. штрафов на сумму 9 млн. 209 тыс. рублей. Наиболее низкий уровень выявления виновников незаконных рубок по итогам 2008г. отмечен в Курганской области и Ямало-Ненецком АО. В Тюменской области зарегистрировано наибольшее количество лесонарушителей, которые в добровольном порядке произвели уплату за допущенные лесонарушения. В данном регионе отмечено наибольшее число административных штрафов, наложенных на лесонарушителей.
По выявленным нарушениям только в Свердловской области отмечено почти 100%-ое направление дел в следственные органы, при этом в результате принимаемых мер 109 человек привлечены к уголовной ответственности.
В 5 субъектах Федерации в Уральском ФО действуют межведомственные комиссии по борьбе с незаконными рубками лесного фонда. Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского АО заключено отдельное соглашение о межведомственном взаимодействии с окружным УВД по борьбе с нарушениями лесного законодательства. В силу экономической специфики большинство незаконных порубок совершаются здесь при разработке и эксплуатации нефтегазовых месторождений и строительстве коммуникаций, факты незаконной заготовки и дальнейшего оборота древесины менее распространены, чем в других регионах Уральского ФО.
Одной из основных нормативно-правовых проблем, препятствующих повышению эффективности деятельности по борьбе с незаконными рубками лесного фонда и незаконным оборотом древесины в регионах, остается то, что сотрудники государственных учреждений – лесничеств, не являющиеся должностными лицами органов государственной власти, не вправе осуществлять государственный лесной контроль и надзор, в том числе и не вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в области лесных отношений. Это же относится к ношению служебного оружия и форменной одежды.