Гринпис не разделяет мнение правительства РФ о достаточном запасе лесных ресурсов в стране.
Лесной форум Гринпис Росиии выразил несогласие с мнением правительства РФ о достаточном запасе лесных ресурсов в стране.
Сотрудники экологической организации ссылаются на распоряжение правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662 и №1663 "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" и "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года":
«Оба документа содержат части, касающиеся развития лесного комплекса. "Лесные" части содержат вполне традиционные пожелания, непрерывно повторяющиеся на протяжении последних десяти-пятнадцати лет и "кочующие" из документа в документ: резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины, создание крупных интегрированных структур, создание мощностей по глубокой переработке древесины, и т.д. Особенно следует отметить, что правительство по-прежнему полагает, что Россия исключительно богата лесными ресурсами, и далеко не достигла возможного (даже при их современном состоянии) уровня их использования. Это очень опасное для российского лесного хозяйства заблуждение. Пока правительство уверено в исключительности лесных богатств России, вряд ли стоит надеяться на скорый переход от экстенсивной модели лесопользования к интенсивной (которая подразумевает действительную потребность в лесном хозяйстве)», - считают представители Гринпис России.
Выдержки из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82 млрд. куб. м (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн. куб. м и используется только на 23 процента. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного комплекса (на одну тыс. кв. км леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6 процентов от мирового объема лесозаготовки.
Приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:
создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;
улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины; оптимизация структуры экспорта лесной продукции;
стимулирование структурных преобразований в лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур;
развитие производства лесозаготовительных машин и современного оборудования для переработки древесины; создание мощностей по глубокой переработке древесины.
Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия и развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей, позволит существенно увеличить объемы использования лесов. К 2020 году доля использования расчетной лесосеки повысится до 50 процентов, а прогнозируемый рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины достигнет уровня государств - лидеров в этой сфере деятельности (США, Канада и др.).
Выдержки из «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года»
... Четвертое - рациональное пользование лесами. Необходимо создать систему воспроизводства лесов, в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный или лесохозяйственный потенциал, организовать аэрокосмический мониторинг на территории всех субъектов Российской Федерации.
Предстоит реализовать план действий по борьбе с незаконными рубками и нелегальным оборотом древесины, обеспечить контроль за исполнением субъектами Российской Федерации полномочий в сфере лесных отношений, стимулировать привлечение инвестиций в развитие лесного комплекса, повысить конкурентоспособность продукции глубокой переработки древесины, увеличив объемы переработки.
Следует обеспечить государственную поддержку ускоренной технологической модернизации лесного хозяйства и лесной промышленности. Реализация этих направлений потребует более активного использования инструментов частно-государственного партнерства. Распространение должна получить практика заключения крупномасштабных инвестиционных соглашений, в которых государство берет на себя обязательства по созданию необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.