Вилочные погрузчики: первые 100 лет.
Знание истории техники - один из критериев, характеризующих кругозор инженера и подчёркивающих его любовь к избранной профессии. Всегда интересно проследить, как развивалась конструкторская мысль, какие идеи вели в тупик, а какие оказались весьма плодотворными и были реализованы уже сегодня на современном технологическом уровне.
Хотя вилочный погрузчик — относительно недавнее изобретение, его история весьма насыщена событиями. В значительной степени она зависела от экономических подъёмов и кризисов, а сам вилочный погрузчик, в свою очередь, сыграл большую роль в развитии промышленности и торговли.
История вилочного погрузчика берёт начало в первом десятилетии ХХ века. Его прямой предшественницей принято считать трёхколесную самоходную тележку Trutractor (1917 г.) с бензиновым двигателем, предназначенную для внутризаводской транспортировки различных грузов. Её сконструировал президент компании Clark Equipment Company Юджин Брэдли Кларк. Затем к подобной тележке был приделан подъёмный механизм, а сзади появилось место сначала для стоящего, а затем и сидящего водителя. Пожалуй, это и был первый погрузчик, с двигателем внутреннего сгорания, получивший название Truclift (1920 г.).
В 1923 году фирма Yale & Towne (США) выпустила первый вилочный электропогрузчик серии K, а год спустя компания Clark изготовила Duat — классический вилочный погрузчик с противовесом и сидящим водителем, а имя продуцента на долгие годы стало нарицательным для обозначения любого вилочного погрузчика.
Примерно в таком виде вилочный погрузчик дожил и до наших дней, а все последующие изменения его конструкции представляли собой скорее различные усовершенствования, связанные с улучшением дизайна и эргономичности, с повышением КПД, надёжности и производительности, с упрощением эксплуатации и обслуживания, а также с повышением безопасности труда.
Как это часто бывает в истории, войны дают толчок развитию науки, техники и технологии. Вторая мировая война не стала исключением. План Маршалла для послевоенной Европы и германское «экономическое чудо» дают сильный импульс развитию промышленности, торговли и, как следствие, резкому росту объёмов перемещаемых грузов. В 1946 году шведская компания «ВТ» (совместно с местной железной дорогой) разработала так называемый европоддон, на который вплоть до сегодняшнего дня ориентируются все производители вилочной техники, а уже через год — и первую ручную гидравлическую вилочную тележку. В 1950 году такие тележки стала выпускать финская компания Rocla, которая познакомила СССР с этим простым и удобным подъёмнотранспортным механизмом. С тех пор (по аналогии с «кларком») любые подобные тележки в нашей стране называют не иначе как «роклами».
В 1955 году Rocla выпускает на рынок первый ричтрак, а в 1957 году у погрузчика появляется гидростатический привод производства Linde (ФРГ).
В 1959 году шведская фирма Atlet изготовила первый электрический штабелер.
В 1960-е гг. у американских и европейских производителей вилочных погрузчиков появились конкуренты в Японии, Болгарии («Балканкар»), ГДР («V.T.A. Kraft»), Чехословакии («Desta») и СССР (Львовский завод автопогрузчиков). Серьёзные достижения Японии в прикладной электронике принесли плоды и в области складской техники: уже в 1970 году компанией Nichiyu была построена первая автоматически (то есть без оператора) управляемая вилочная электротележка, в 1977 году — первый японский ричтрак. Кстати, первый японский электропогрузчик также был построен этой фирмой ещё в 1939 году.
В 1998 году компания Stöcklin Logistik AG выпускает первое средство напольного транспорта с асинхронным приводом.
Последние 15 лет наблюдается глобальный процесс поглощения мелких производителей вилочной техники более крупными.
В результате многих лет конкурентной борьбы производители вилочных погрузчиков стали выпускать компактные и манёвренные машины с электронным управлением приводом, гидростатической и автоматической трансмиссией, а также с джойстиками.
Журнал "Леспром. Дальний Восток"
При перепечатке ссылка на www.woodbusiness.ru обязательна!