Топорная работа
Лесные дали
Всего на российских
делянках сейчас работает около 2 тыс. единиц лесозаготовительной техники. В основном это харвестеры, форвардеры и скидеры для лесопиления и работы с пиловочником
непосредственно в лесу. 2 тыс.– это не много и не мало, а ровно столько, сколько
сейчас требуется лесозаготовителям. Для справки: в 2002 году парк лесозаготовительных машин уменьшился почти в пять раз по
сравнению с тем временем, когда Россия называлась РСФСР. Объемы выпуска новой
техники к середине 90-х уменьшились в десятки раз. Однако за последние четыре
года обозначилась тенденция роста общего объема парка. Правда, теперь на место
отечественных машин, как правило, приходят иностранные.
На
мировом рынке лесозаготовительной техники есть три лидера:
американская John Deere и финские Valmet и Ponsse. Производители второго эшелона – Volvo и Caterpillar. Все они практически в равной мере представлены и
в России, где доля иностранной лесозаготовительной техники на рынке составляет 90% от общего
объема. С финскими производителями пытается конкурировать концерн «Тракторные заводы», однако он не ведет собственных
разработок новых лесозаготовительных машин. Вместо этого компания буквально
покупает мировой опыт. Один из совладельцев «Тракторных заводов» – Михаил Болотин – в апреле 2006 года
купил 80% акций датской компании Silvatec. Единственный датский производитель лесотехники обошелся «Тракторным заводам» в 10 млн евро. По словам господина
Болотина, производство в Дании будет сохранено, но технологии Silvatec перенесут и на входящий в концерн Онежский тракторный завод (ОТЗ), где будет налажено
производство гусеничной техники и колесных машин. Опытный образец может
быть выпущен уже в этом году, а к 2010 году Михаил Болотин рассчитывает занять
50% внутреннего рынка, выпуская около 250 машин в год.
По мнению экспертов «Тракторных заводов», в ближайшие годы внутренний
рынок лесозаготовительной техники увеличится до 500 машин в год, или
на 200 млн евро. Однако пока что российский рынок полностью занят иностранными
производителями техники, причем большую часть парка техники составляют
подержанные машины.
Парк подрос
Что же касается
отечественного лесного машиностроения, то в конце 90-х годов здесь наметился
существенный рост. В 1999 году этот рост составил 18%, а объем выпуска трелевочных тракторов в том же году вырос вдвое, до 2,5 тыс.
(для сравнения: в 1990 году их выпускалось 19 тыс.), сучкорезов – почти в пять раз, до 146 машин (в 1990 году – 1,6
тыс.); примерно теми же темпами рос выпуск погрузчиков и гидроманипуляторов. Эти объемы распределялись между
несколькими десятками заводов лесозаготовительных машин и оборудования, крупнейшие из
которых – ОТЗ, «Велмаш» и «Краслесмаш»
Из-за явного
дисбаланса между спросом и предложением ни для одного из этих заводов растущий
спрос не смог радикально изменить финансовое состояние. Понимая перспективу,
заводы заняты не расширением модельного ряда заготовительной техники, а поиском
новых рынков. Так, например, Майкопский машиностроительный завод, выпускающий гидроманипуляторы, сейчас пытается модифицировать свою
продукцию под нужды нефтяников и строителей.
В то же время лесозаготовительной техникой попытались заняться
машиностроители другого профиля. Например, Ковровский экскаваторный завод стал делать валочно-пикетирующие и трелевочные машины, лесопогрузчики – сейчас они составляют
около 20% его продукции. С середины 90-х выпускает лесную технику Минский тракторный завод. Не отстали и оборонщики: Курганский машзавод наряду с БМП выпускает трелевочники, Арзамасский – сортиментовозы.
Не так давно ОТЗ разработал ШЛК 6-04, который специалисты завода назвали
«классическим форвардером». А на «Велмаше» утверждают, что у них есть единственный
работоспособный опытный образец отечественного харвестера. На конверсионной основе разработана и
выпускается Арзамасским машиностроительным заводом «машина лесная погрузочная транспортная МЛ-104». Также ОАО
ЦНИИМЭ и ПО «Минский тракторный завод» освоили серийное производство и
выпуск форвардеров МЛ-124/МЛТП-354 и МЛ-121 на базе колесных тракторов легкого типа.
Ударники лесоповала
И все
же по качеству и функциональным возможностям эта техника не может сравниться с
зарубежными аналогами. Даже сами производители признают, что она значительно
уступает импортной по надежности и эргономике и рассчитана на традиционную для
России хлыстовую технологию лесозаготовки. Более прогрессивная скандинавская
сортиментная методика (когда деревья валятся, очищаются от коры и сучьев и
распиливаются одновременно) требует совсем другой техники – харвестеров и форвардеров. Российских аналогов этого оборудования нет, хотя
работы по его созданию ведутся.
Как результат,
российские компании редко попадают даже в шорт-лист участников тендеров на
поставку техники, которые проводят лесозаготовительные компании.
«Еще в 2001 году,
когда перед компанией встала задача о переоборудовании лесного комплекса,
руководители компании понимали, что если ориентироваться на традиционные
технологии, существовавшие в России, результатов, на которые была нацелена
компания,– экономических, объемных, финансовых – ей не получить»,– говорит
начальник отдела развития производств лесозаготовок «Илим Палп» Виктор Чирков.
В
тендере на поставку оборудования участвовало несколько компаний по производству
лесозаготовительного оборудования. Тогда на российском рынке
известны были фирмы Timberjack, Valmet, Caterpillar, Ponsse и др. Критерии выбора – цена, надежность,
производительность, эргономичность техники. Тендер выиграла компания Timberjack (в настоящее время вошедшая в состав John Deere).
Специалистов «Илим Палп» привлекло то, что наряду с другими достоинствами
Timberjack в то время была практически единственной компанией, которая
предлагала полноценное сервисное обслуживание. В 2001 году «Илим Палп» и John Deere-Timberjack заключили первый договор на
поставку-приобретение трех харвестеров и пяти форвардеров. На сегодняшний день компания владеет самым мощным
в России парком современной многооперационной лесозаготовительной техники и самым крупным парком машин
фирмы John Deere – 80 единиц. По подсчетам специалистов компании,
при использовании этой техники хлыстовая заготовка куба леса обходится на 2 долл. дешевле,
нежели при ручной заготовке, или на 1,5 долл. дешевле, чем при механизированной
заготовке российской техникой. Сортиментная заготовка с использованием машин John Deere-Timberjack обходится на 4,5 долл. дешевле,
чем механизированная с использованием российской техники, и на 3 долл. дешевле,
чем ручная сортиментная заготовка. В итоге, учитывая, что объем заготовки
машинами John Deere в корпорации составляет 1,6 млн кубометров леса в
год, лесозаготовительная техника John Deere экономит ежегодно около 4 млн
долл.
«Первые машины,
которые были куплены в 2001 году, до сих пор работают в лесу – каждый день,
круглые сутки с остановками на технологические перерывы и сервисное
обслуживание, – говорит Виктор Чирков. – За пять лет эксплуатации каждый
комплекс отработал более 25 тыс. моточасов, заготовив около 260 тыс. кубов леса.
Такая работоспособность машин обусловлена высокой надежностью узлов и элементов,
в частности гидравлических. К сожалению, отечественная техника, создававшаяся
еще в 70-е годы, не может выдержать такой нагрузки».
Очевидно, что при
стоимости форвардера Timberjack (уже отработавшего в европейском лесу
пять лет) в среднем 150 тыс. евро без лизинговых схем лесозаготовителям не
обойтись.
Для лесозаготовителей
сотрудничество с лизинговыми компаниями особенно выгодно, поскольку в
соответствии с Налоговым кодексом лизинговые платежи, а также дополнительные
услуги лизинговой компании в полном объеме включаются в расходы. При этом
допускается использование коэффициента ускоренной амортизации. В результате у
лизингополучателя уменьшается размер налогооблагаемой прибыли, сокращаются
расходы по налогу на имущество.
Есть даже компании,
которые специализируются исключительно на лизинге лесотехники. Среди них –
Столичная лизинговая компания, «Круглые лесоматериалы», «Лесотехника» и другие.
Между тем за счет
использования иностранной техники у российских лесозаготовителей уже
сформировался и взгляд на отечественную лесотехнику. По словам генерального директора компании «Титан» Михаила Папылева, традиционные российские машины
морально устарели, российская техника менее надежна и не выдерживает тяжелых
условий труда. «В СССР не было школы лесотехники, и сейчас нет смысла вкладывать
деньги в новые разработки: мы никогда не догоним западные аналоги», –
констатирует господин Папылев. Кроме того, он считает, что и иностранным
компаниям нет смысла строить здесь свои заводы. «Рынок мизерный, интереса
большого нет. Поэтому и строить здесь не имеет смысла. Единственное, что можно
сделать для развития рынка,– купить лицензии у западных компаний и по ним делать
технику»,– полагает он.
Екатерина ГРИШКОВЕЦ,
«Коммерсантъ»
При перепечатке
ссылка на www.woodbusiness.ru
обязательна!